Вряд ли вас интересует значение слова анималистика, – если вы зашли на эту страницу из результатов поиска, то наверняка его знаете. Но если случайно нет, если зашли сюда с других страниц сайта просто из любопытства, то вот: анималистика – направление изобразительного искусства – живописи, графики или фотографии – в котором главными объектами являются «братья наши меньшие» – животные.
Исторический экскурс
Надо сказать, что животные как объект отображения в фотографии, графике или живописи и у зрителей, и у самих мастеров изобразительного искусства вызывают не меньший интерес, чем люди. И это имеет такие глубокие корни, что можно только дивиться. Давайте просто вспомним, что все мировое искусство начиналось с анималистики еще в период палеолита – с наскальных и определенно ритуальных рисунков наших пращуров. А это как-нибудь три десятка тысячелетий, что означает: анималистика как минимум раз в пять старше все человеческой цивилизации! Так что «корешки» у этого направления те еще… Отсюда и идея посвятить большую часть этой страницы тому, что мы назвали «Исторический экскурс».
Подробнее
Труднее определить возраст традиции изображать домашних животных. Просто тут границы временные более размыты и отсчет затруднен. Но не вызывает сомнения, что и эта традиция берет начало в глубоком прошлом человечества. Опять же, окрашенная первоначально религиозно-ритуальными тонами. Священными они считались, многие животные и птицы, вот и весь сказ. Причем в число священных попадали и совершенно домашняя корова, и очень не домашний крокодил. Были, а где-то и посейчас есть связанные с ними обряды, жертвоприношения, и все такое. Археология обеспечила наше знакомство с барельефами, на которых красуются львы, собаки, быки, лошадей древних ассирийцев. Известно и множество барельефов и фресок египтян – с собаками, ибисами, кошками, павианами, шакалами, змеями, соколами и теми же крокодилами. Не избежала анималистики и керамика Древнего Рима и Древней Греции. На американском континенте баловались скульптурными изображениями змей и ягуаров, да и других животных племена майя и ацтеков. Особо отличился в этом смысле Древний Китай. Изображения собачек породы «чау-чау» или их предков датируются парочкой тысячелетий. И, между прочим, они до сих пор способны вызывать отклик в душах людей и восхищение мастерством китайских художников и скульпторов.
К какому времени восходит интерес к анималистики европейцев, можно только гадать. Достоверно известно только то, что аристократия Европы уже в эпоху Возрождения такой интерес определенно проявляла. Вот с того времени и вплоть до наших дней на многих портретах рядом с человеком можно видеть животных. И получалось, что художники, вовсе не относившие себя к анималистам, по факту такими становились. Потому что анималистика ненавязчиво просочилась в портретную живопись, и людей с их любимцами изображали Тициан Вечеллио и Ван Дейк, Антонио Моро и Паоло Веронезе, Анри-Франсуа Ризенер и Жан-Батист Удри, и список это можно длить и длить. Полотна вошли в число шедевров, а их авторы – в число анималистов мирового класса живописи.
Что касается российской придворной элиты, то и ее интерес к анимализму сомнений не вызывает. Сравнительно недавно в Историческом музее экспонировались «портреты», чтобы вы не сомневались, собак, полученных в разное время в подарок государями и государынями всея Руси. В Петергофе сейчас хранится скульптура левретки Екатерины Второй Великой. С другой левреткой императрица изображена на известном полотне работы художника Боровиковского. Борзые собаки и лошади графа Орлова составили целую коллекцию «портретов».
«Грешили» такого рода работами и портретисты Брюллов, Серов, Маковский, да и многие другие известные русские художники. Причем некоторые при этом не ограничивались домашними животными.
Ну, и конечно, известны имена мастеров, которые если и не были «чистыми» анималистами, то все же, по преимуществу, писали в основном животных. В их числе – Ватагин, Степанов, Ефимов, и список опять можно продолжать.
Вторая половина прошлого века принесла новые веяния и в анималистику. На смену реалистическому портрету пришли всевозможные извращения, именовавшиеся “современным искусством”. Скажем, Херст, показавший публике законсервированных в формалине акулу, корову, других животных, был причислен критикой к художникам-анималистам. В это время почти единственная страна – США – сохранила верность реалистической манере в анималистике, и по сей день там регулярно проходят выставки художников-анималистов со всего мира.
Анималистика Светланы Барковой
Отдала свою дань этому направлению живописи и Светлана. Анималистика Светланы Барковой представлена пока не таким уж большим количеством полотен, но при этом свое место в ней нашли кошки, пеликаны, розовые фламинго, гепарды, некоторые другие животные. И дань портретной живописи с участием животных ею тоже честно отдана. Да и в скульптуре эта тема отразилась – как реальными, так и сказочными животными.
Впрочем, в этом случае определенно «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» – смотрите, покупайте, заказывайте “портреты” своих домашних любимцев.
Ниже из разных галерей выбраны работы именно этого направления и объединены в одну галерею.
Еще вас могут заинтересовать страницы “Портрет в подарок”, “Портрет на заказ цена”, “Живопись”, “Живопись на заказ” и просто “Галерея”.